Интернет магазин китайских планшетных компьютеров |
|
Компьютеры - ZX81 - Общее описание25 июня 2011Оглавление: 1. ZX81 2. Общее описание 3. Техническое описание Как и в ZX80, использовался процессор фирмы NEC совместимый с Zilog Z80, работающий на частоте 3,25 МГц. Схематика основной платы была переработана, и теперь на ней было всего 4 или 5 микросхем: микропроцессор Z80A, микросхема логики либо ASIC, микросхема ПЗУ, а также одна или две микросхемы ОЗУ. Объём системного ПЗУ вырос до 8 КБ, встроенный Sinclair BASIC теперь поддерживал арифметику с плавающей точкой. Позднее компания предлагала эту версию ПЗУ в качестве обновления для модели ZX80. В базовом комплекте системы было всего 1 КБ ОЗУ. Эта память использовалась для хранения системных переменных, образа экрана, программ и данных. Экран был только текстовым, 24 строки по 32 символа. Графика имитировалась 16-ю символами псевдографики, что позволяло имитировать графический режим 64 × 48 точек. Для экономии памяти, буфер экрана хранил не все символы строки, а только минимальную её часть: если в строке было только 12 символов, то хранились только эти 12, плюс символ переноса строки, остальная часть строки считалась пустой. Используя эту особенность, при экономии памяти старались использовать только левую верхнюю часть экрана. Кроме того, также для экономии памяти, ключевые слова языка Бейсик записывались в виде однобайтных токенов. Расширение памятиНо, несмотря на все эти ухищрения, свободной памяти было слишком мало. Поэтому, компанией предлагался блок расширения ОЗУ, объёмом 16 КБ. В 1982 году появились блоки расширения на 32 КБ и 64 КБ. Блок расширения подключался непосредственно к основной плате, в задней части корпуса; контакт с платой был ненадёжным случайно задев блок расширения можно было потерять результат нескольких часов работы. Тем не менее, было множество игр и приложений, работающих в минимальных 1 КБ, включая игру Шахматы. «Медленный» и «быстрый» режимыВ ZX80 и ZX81 в формировании видеосигнала участвовал процессор Z80. В ZX80, когда программа запускалась экран гас, и показывался вновь только при очередной паузе для ввода данных. Улучшение ZX81 над ZX80 было в том, что ZX81 имел уже два режима работы. «Быстрый» режим был аналогичен работе ZX80, когда экран гасился при работе программы. В «медленном» режиме программа исполнялась только в то время, когда электронный луч кинескопа пробегал пустые области над и под изображением, в результате чего программа работала медленнее примерно в четыре раза. Поскольку цикл FOR-NEXT от 1 до 1000 занимал 19 секунд, обычно машина использовалась в «быстром» режиме всё время, даже при редактировании программы, из-за чего экран мигал при вводе каждого символа. Другие особенностиВместо ASCII использовалась собственная кодировка символов. Символ 0 был пробелом, 1—10 символы блочной графики, 11—63 знаки пунктуации, цифры и заглавные буквы латинского алфавита. Символы с кодами 128—191 были инверсным вариантом первых 64-х символов. Остальные коды были зарезервированы под ключевые слова языка BASIC и служебные символы, такие как конец строки. Строчные буквы в этой кодировке не были представлены. Каждая клавиша клавиатуры несла до четырёх значений, в зависимости от нажатия клавиш Shift и Alt. При загрузке программы с кассеты, на видеовыход повторялся входной сигнал, который выглядел в виде бегущих зигзагов. Поскольку в формировании видеосигнала участвовал процессор, исполняющий программу в ПЗУ, была возможность перекрыть процедуру обработки прерывания и генерировать видеосигнал самому. В нескольких играх это использовалось для формирования изображения «высокого разрешения», в основном это были игры компании «Software Farm». Просмотров: 2674
|