Интернет магазин китайских планшетных компьютеров



Компьютеры - Спутниковый мониторинг транспорта - Техническая реализация

23 января 2011


Оглавление:
1. Спутниковый мониторинг транспорта
2. Решаемые задачи
3. Техническая реализация
4. История развития
5. Ситуация на российском рынке



Современный GPS-приёмник

Система спутникового мониторинга транспорта включает следующие компоненты:

  • транспортное средство, оборудованное GPS или ГЛОНАСС контроллером или трекером, который получает данные от спутников и передаёт их на серверный центр мониторинга посредством GSM, CDMA или реже спутниковой и УКВ связи. Последние два актуальны для мониторинга в местах, где отсутствует полноценное GSM-покрытие, таких как Сибирь или Дальний Восток;
  • серверный центр с программным обеспечением для приёма, хранения, обработки и анализа данных;
  • компьютер диспетчера, ведущего мониторинг автомобилей.

Использование систем спутникового мониторинга повышает качество и эффективность работы корпоративного транспорта, и в среднем на 20-25% снижают расходы на топливо и содержание автопарка.

Оборудование

Контроллеры и трекеры

Большинство GPS контроллеров и трекеров имеют схожие функциональные возможности:

  • вычислять собственное местоположение, скорость и направление движения на основании сигналов спутников Систем глобального позиционирования GPS;
  • подключать внешние датчики через аналоговые или цифровые входы;
  • считывать данные с бортового оборудования, имеющего последовательный порт или более специализированный интерфейс CAN;
  • хранить некоторый объём данных во внутренней памяти на период отсутствия связи;
  • передавать полученные данные на серверный центр, где происходит их обработка.

Ранее по причине слабого охвата территорий сетями мобильной связи GSM/3G широко использовались контроллеры, которые накапливали данные во внутренней памяти. По возвращению объекта в место основной дислокации, данные переносились на сервер по проводным каналам либо через Bluetooth или Wi-Fi. Многие из существующих GPS-трекеров и контроллеров имеют открытый протокол взаимодействия с сервером, а также позволяют выполнять настройку режимов работы при помощи SMS, CSD или при помощи GPRS соединения.

Датчики

Для получения дополнительной информации на транспортное средство устанавливаются дополнительные датчики, подключаемые к GPS или ГЛОНАСС контроллеру, например:

  • датчик расхода топлива;
  • датчик нагрузки на оси ТС;
  • датчик уровня топлива в баке;
  • датчик температуры в рефрижераторе;
  • датчики, фиксирующие факт работы или простоя спецмеханизмов, факт открывания двери или капота, факт наличия пассажира.

Полученные данные могут либо накапливаться в локальном устройстве и затем переноситься в центральную базу по возвращении в парк, либо передаваться на центральный сервер в режиме реального времени, обычно по каналам сотовой связи.

Датчики и трекер могут устанавливаться на транспортном средстве скрытым образом.

Программное обеспечение

Трек в виде красной линии в одной из систем мониторинга

Самым существенным различием многих систем спутникового мониторинга, представленных на рынке, является функциональность серверного и клиентского программного обеспечения, возможность разносторонне обрабатывать данные, генерировать отчёты.

Функции серверного центра может выполнять как обычный компьютер с установленным программным обеспечением для простых систем мониторинга, так и распределённая серверная система с использованием нескольких серверов, выполняющих разные задачи, способная вести одновременный мониторинг десятков тысяч автомобилей и обеспечивать подключение к серверному центру нескольких тысяч пользователей одновременно.

Диспетчерское программное обеспечение для спутникового мониторинга автомобилей можно условно разделить на несколько типов:

  • ПО, содержащее все компоненты, включая карты и базу данных движения объектов на единственном компьютере;
  • ПО, имеющее клиентскую часть, которая устанавливается на компьютеры диспетчеров;
  • ПО, использующее web-интерфейс, что позволяет избежать установки каких-либо специальных компонентов и вести мониторинг с любого компьютера, подключённого к Интернет.

Разновидностью последнего варианта является ПО, использующее трёхуровневую архитектуру, когда компоненты и функции центра обработки данных распределены между несколькими серверами: базы данных, картографической подсистемы, телекоммуникационным сервером и сервером приложения, обеспечивающего работу web-интерфейса пользователя.

В то время, как первый и второй типы систем остаются надёжным решением для специальных применений, где использование каналов Интернет невозможно из-за низкого качества последней мили или запрещено нормативными актами, последний тип систем имеет ряд преимуществ и позволяет компаниям-операторам увеличить охват рынка, ускорить внедрение мониторинга, переводя его в разряд платной услуги. На последней специализированной международной выставке Web-системы были представлены от компаний M2M телематика и Gurtam, клиентское ПО представляли компании Level и ОАО "Русские Навигационные Технологии",ООО ТехноКом, ЕНДС, система ТрансКонтроль и M2M телематика. Большинство производителей современных систем мониторинга включают в свои продукты возможность работы диспетчеров через web-интерфейс и построения распределённых систем серверов.

Важную роль в программном обеспечении для спутникового мониторинга играет картографическая основа. Чем более детализированные и качественные карты используются в системе, тем удобнее диспетчерам вести мониторинг и следить за местонахождением транспортных средств.

Как правило, в программах, имеющих клиентскую часть, карты устанавливаются непосредственно на компьютер пользователя. А web-системы используют онлайн карты, которые благодаря Web-GIS серверу подгружаются по мере необходимости, что, безусловно, требует высокой скорости интернет-соединения. Web-GIS позволяет одновременно использовать такие карты, как Яндекс.Карты, Карты Google, OpenStreetMap, Карты Yahoo!, Карты Bing, Карты Gurtam и другие.

Функции программного обеспечения

Программное обеспечение для спутникового мониторинга обычно имеет ряд интерфейсов. Вход пользователей в систему мониторинга чаще всего защищён паролем для предотвращения несанкционированного доступа к информации. В системах существует определённая иерархическая структура, при которой администратор системы мониторинга управляет правами доступа различных пользователей к различным объектам мониторинга и различным функциям программы.

Основные функции

Самые распространённые функции, которые присутствуют в большинстве систем спутникового мониторинга:

  • подключение и настройка трекеров в системе;
  • подключение и настройка датчиков в системе;
  • мониторинг текущего положения транспорта на карте;
  • мониторинг состояния приборов и датчиков транспортного средства;
  • просмотр маршрута перемещения и пробега автомобиля за выбранный интервал времени;
  • создание точек интереса и геозон на карте;
  • контроль перемещения из/в геозоны;
  • настройка уведомлений, высылаемых системой, когда происходят определённые события;
  • настройка шаблонов отчётов, выполнение отчётов;
  • построение графиков на основании данных системы;
  • управление объектами мониторинга через SMS команды или CSD соединение;
  • создание маршрутов и путевых точек, контроль соблюдения маршрута.
Дополнительные функции

Дополнительные функции, которые расширяют возможности системы спутникового мониторинга:

  • поиск ближайшего к заданной точке автомобиля;
  • передачу текстовых сообщений водителю транспортного средства и обратно, от водителя к диспетчеру;
  • обеспечение голосовой связи с объектом;
  • ведение журнала техобслуживания автомобиля;
  • определение периметра и площади объектов на карте;
  • web-доступ в систему мониторинга с мобильного телефона или КПК;
  • экспорт из отчётов в форматы, поддерживаемые иным ПО;
  • изменение иконок, отображающих объекты на карте.


Просмотров: 5285


<<< Цифровая карта