|
|
23 января 2011
Оглавление: 1. Риппинг 2. Теория 3. Расшифровки аббревиатур
Тезисы о Риппинге
- 1. У фильма существует оригинал. Киноплёнка, видеозапись, цифровая запись. Что бы мы ни делали и через сколько бы рук ни проходила запись они все «восходят» к оригиналу.
- 1.1. Все существующие способы преобразований оригинала в ЦИФРОВОЙ «конечный результат» подразумевают потерю информации. Уменьшить потери можно уменьшением количества стадий и увеличением качества каждого из преобразований.
- 1.2. Почти все случаи «цифровой реставрации», которые в качестве «реставрируемого оригинала» берут что-то, отличное от оригинальной киноплёнки или видеозаписи это, в той или иной степени, рекламный приём. Более того, большинство тех, кто пишет на выпущенных ими тиражах «полная реставрация…» СОЗНАТЕЛЬНО обманывает потребителя.
- 1.3. Идеальный риппер должен стремиться к тому, чтобы при имеющихся технических возможностях сохранить максимально близким к оригиналу то, что возможно сохранить. И потерять возможно меньше.
- 2. Зритель хочет смотреть фильм в комфортных для себя условиях. Для разных зрителей эти условия разные. Соответственно, для разных условий требуются различные «конечные продукты».
- 2.1. Для обладателя классического DVD-плеера и обычного телевизора наиболее комфортным является DVD5 или DVD9, без рекламы, без ограничений на регион, с удобным меню, с картинкой максимального качества, с AC3 5.1 звуком. Пиксел НЕквадратен для оптимального воспроизведения.
- 2.2. Для владельца КПК наиболее комфортным является 320x240 картинка, повёрнутая набок, умещающийся на большинство недорогих флеш-карт и обязательно с квадратными пикселами.
- 2.3. Для человека, смотрящего и слушающего файлы на компьютере общего назначения, наиболее комфортным является AVI файл + отдельный файл субтитров, или .MKV файл со встроенными субтитрами. Пикселы квадратные, но это не столь существенно, как для КПК.
- 3. ЦЕЛИ изготовления рипа могут быть РАЗНЫЕ:
- 3.1. Преобразование в удобный конечный формат.
- 3.2. Распространение по сети для того, чтобы как можно больше людей могли насладиться фильмом.
- 3.3. Хранение в составе коллекции как замену оригиналу на случай, если он будет утерян.
Чересстрочная и прогрессивная развёртка
Есть 2 основных вида исходного видеопотока:
- Прогрессивное видео. FILM киноплёнка, видеоматериалы, снятые камерами с прогрессивной развёрткой и некоторыми фотоаппаратами.
- с частотой 24 кадра в секунду для показа в кинотеатрах.
- с частотой 25 кадров в секунду киноплёнка, предназначенная для показа на ТВ в PAL/SECAM
- с частотой 16 кадров в секунду
- с иной частотой кадров. Так, Animatrix был выпущен в виде DVD с прогрессивной развёрткой FILM 30fps.
- Чересстрочное видео. Снятое теле- и видеокамерами с чересстрочной развёрткой.
- с частотой 30 кадров и 60 полей в секунду NTSC
- с частотой 25 кадров в секунду и 50 полей в секунду PAL/SECAM/MESECAM
Терминология
Употребляемые ниже английские и русские термины: «кадр» англ. frame, «поле» англ. field, «чересстрочный» англ. interlaced, «прогрессивный» англ. progressive, «расчёсанный» кадр, на котором чётко видна гребёнка на контурах движения, «двоящийся» кадр, на котором контуры движущихся объектов сдвоены, англ. Telecine преобразование прогрессивного в чересстрочное, Деинтерлейсинг любое преобразование чересстрочного в прогрессивное, en:Inverse telecine преобразование чересстрочного в прогрессивное, подразумевающее восстановление исходно существовавшего прогрессивного кадра из полукадров, с выкидыванием дублированной информации.
«кадр» для FILM это то, что изображено на ОДНОМ физическом кадре киноплёнки, или результат оцифровки оного изображения в виде картинки из пикселов, например 640*400 пикселов размером.
«поле» для FILM это одна из половинок изображения, образованного четными или нечётными строками картинки. Для описываемого примера поля имеют размер 640*200 пикселов.
«поле» для чересстрочного материала это тот видеопоток, что оказался на чувствительном элементе камеры за время одного прохода сканирования поля зрения камеры по вертикали. Начала сканирования чётного и нечётного поля смещены по вертикали, и «верхнее» поле считается «чётным», «нижнее» «нечётным». Информация о чётности полей в видеопотоке содержится в величине смещения начала кадрового синхроимпульса относительно строчных.
«кадр» для чересстрочного материала собирается из полей на воспроизводящем оборудовании или на карте видеозахвата. Далее мы считаем, что такой «кадр» это два последовательных поля чётное и нечётное.
Принципиальная разница FILM и Interlaced заключается в том, что:
- в FILM все части картинки, все её «видеостроки» сняты в ОДИН И ТОТ ЖЕ момент времени, и близко расположенные друг к другу элементы всегда сняты в очень близкие моменты времени. Такой видеопоток мы называем «прогрессивным». Если такой оригнал в дальнейшем преобразуется в чересстрочное состояние, и объект на экране двигается, позиции его изображения в полях, относящихся к одному кадру НЕ отличаются.
- в чересстрочном видео поля сняты в РАЗНЫЕ моменты времени, разделённые интервалом в 1/60 или 1/50 секунды. Поэтому если мы «сводим» вместе видеостроки двух полей чересстрочного кадра то РЯДОМ по вертикали оказываются «пикселы», «сфотографированные» НЕ одновременно. Если объект на экране двигается то позиции его изображения в полях отличаются. Таким образом, в настоящем чересстрочном видеопотоке «полный кадр» всегда «расчёсан» по полям.
На компьютере, в DivX/Mpeg4 потоке кадры пакуются и показываются как прогрессивные. Хотя некоторые версии кодеков считают, что умеют определять «чересстрочность» кадра и паковать поля отдельно. К сожалению, большинство таких кодеков обладает ИЗБЫТОЧНЫМ «интеллектом» и порождает больше проблем, чем решений.
Из этого следует, что основная задача риппера:
- в случае, если снятый оригинал был FILM ВОССТАНОВИТЬ исходную последовательность FILM кадров, в каждом из которых должна содержаться только та информация, которая попала на плёнку одновременно. И обеспечить показ этих FILM кадров с правильной частотой.
- В случае, если оргинал был чересстрочным каким-либо образом сделать так, чтобы в каждом воспроизводимом на экране компьютера прогрессивном кадре содержалась только та информация, что попала в оригинал одновременно. Если одновременность будет нарушена появится «расчёска».
Наилучшие решения для FILM оригинала при обработке сделанного из него потока:
- Идеальное решение найти НЕпреобразованные прогрессивные кадры в потоке.
- Наиболее доступное решение определить правильную последовательность нужных полей, выкинуть лишнее и собрать прогрессивные кадры из полей.
Решения для Interlaced Video:
- Результат применения фильтра Bob пакета AVISYNTH: удвоить частоту кадров, используя поля в качестве кадров, одновременно удвоив или интерполировав недостающие строки в каждом поле-кадре, не смешивая поля-кадры между собой. Даёт наилучший по качеству результат, но увеличивает размер получившегося видеопотока и необходимые мощности декодирования. Этот алгоритм называется Bob-Deinterlacing.
- Выкинуть половину полей, взять top поля как основные и преобразовать размер. Тем самым сохранив только четверть информации из потока. Полезно для создания Preview материалов.
- взять top поля как основные и интерполировать недостающие им bottom-строки, выкинув настоящие bottom-поля. Теряется половина информации о картинке, «восстановленная» же интерполяцией часть картинки далеко не всегда соответствует тому, что получилось бы на киноплёнке.
- взять top поля как основные и интерполировать недостающие им bottom-строки из bottom полей.
- применить кодек, понимающий, что перед ним Interlaced поток, пакующий и воспроизводящий его «как Interlaced». Недостатком этого метода является то, что при показе на экране с распакованным видео НА САМОМ ДЕЛЕ будет происходить одно из описанных выше преобразований. Однако при выводе такого фильма на TV-Out при совпадении стандарта телевизора и оригинала будет достигнут наилучший результат.
НАИХУДШЕЕ, что можно сделать с чересстрочным видеопотоком при риппинге это применить к нему «фильтр Deinterlace» в режиме «blend» при этом образуются сдвоенные контуры, и это действие ГУБИТ всякую возможность восстановить картинку в более приличное состояние.
Просмотров: 2988
|