Интернет магазин китайских планшетных компьютеров



Компьютеры - Нейронная сеть Кохонена

23 января 2011


Оглавление:
1. Нейронная сеть Кохонена
2. Сети векторного квантования
3. Самоорганизующиеся карты Кохонена
4. Упругие карты
5. Сети векторного квантования, обучаемые с учителем



класс нейронных сетей, основным элементом которых является слой Кохонена. Слой Кохонена состоит из адаптивных линейных сумматоров. Как правило, выходные сигналы слоя Кохонена обрабатываются по правилу «победитель забирает всё»: наибольший сигнал превращается в единичный, остальные обращаются в ноль.

По способам настройки входных весов сумматоров и по решаемым задачам различают много разновидностей сетей Кохонена. Наиболее известные из них:

  • Сети векторного квантования сигналов, тесно связанные с простейшим базовым алгоритмом кластерного анализа
  • Самоорганизующиеся карты Кохонена
  • Сети векторного квантования, обучаемые с учителем

Слой Кохонена

Базовая версия

Слой Кохонена состоит из некоторого количества n параллельно действующих линейных элементов. Все они имеют одинаковое число входов m и получают на свои входы один и тот же вектор входных сигналов x =. На выходе jго линейного элемента получаем сигнал

y_j=w_{j0} + \sum_{i=1}^m w_{ji}x_i,

где wji — весовой коэффициент iго входа jго нейрона, wj0 — пороговый коэффициент.

После прохождения слоя линейных элементов сигналы посылаются на обработку по правилу «победитель забирает всё»: среди выходных сигналов yj ищется максимальный; его номер jmax = argmaxj{yj}. Окончательно, на выходе сигнал с номером jmax равен единице, остальные — нулю. Если максимум одновременно достигается для нескольких jmax, то либо принимают все соответствующие сигналы равными единице, либо только первый в списке. «Нейроны Кохонена можно воспринимать как набор электрических лампочек, так что для любого входного вектора загорается одна из них.»

Геометрическая интерпретация

Разбиение плоскости на многоугольники Вороного-Дирихле для случайно выбранных точек.

Большое распространение получили слои Кохонена, построенные следующим образом: каждому нейрону сопоставляется точка Wj = в m-мерном пространстве. Для входного вектора x = вычисляются его евклидовы расстояния ρj до точек Wj и «ближайший получает всё» — тот нейрон, для которого это расстояние минимально, выдаёт единицу, остальные — нули. Следует заметить, что для сравнения расстояний достаточно вычислять линейную функцию сигнала:

\rho_j^2=\|x-W_j\|^2=\|W_j\|^2-2\sum_{i=1}^m w_{ji}x_i + \|x\|^2

. Последнее слагаемое \|x\|^2 одинаково для всех нейронов, поэтому для нахождения ближайшей точки оно не нужно. Задача сводится к поиску номера наибольшего из значений линейных функций:

j_{\max}={\rm arg} \max_{j}\{\sum_{i=1}^m w_{ji}x_i-\frac{1}{2}\|W_j\|^2\}.

Таким образом, координаты точки Wj = совпадают с весами линейного нейрона слоя Кохонена.

Если заданы точки Wj =, то m-мерное пространство разбивается на соответствующие многогранники Вороного-Дирихле Vj: многогранник Vj состоит из точек, которые ближе к Wj, чем к другим Wk.



Просмотров: 7206


<<< Метод главных компонент
Проекция максимальной интенсивности >>>