Интернет магазин китайских планшетных компьютеров



Компьютеры - ISO/IEC 12207:2008 - Основные процессы жизненного цикла

03 июля 2011


Оглавление:
1. ISO/IEC 12207:2008
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА ISO/IEC 12207
3. Основные процессы жизненного цикла
4. Вспомогательные процессы жизненного цикла
5. Организационные процессы жизненного цикла
6. Общее



Группа основных процессов жизненного цикла включает в себя базовые процессы, участвующие в создание программного продукта. Выделяются пять основных групп:

  • Заказ.
  • Поставка.
  • Разработка.
  • Эксплуатация.
  • Сопровождение.

Данные процессы описывают поэтапно все шаги, необходимые для создания продукта. В данной статье подробно рассмотрены процессы Заказа и Разработки.

Заказ

Процесс заказа определяет работы заказчика, то есть организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу.

Каждый этап подразумевает, что предыдущий завершен.

Подготовка

  • Собрана информация, объясняющая необходимость разработки или модифицирования продукта;
  • Составлен и утвержден список системных требований;
  • Определены глобальные требования к программному обеспечению;
  • Рассмотрены варианты покупки готового программного продукта, покупки и модернизации, создания "с нуля";
  • Проанализированы технических требований;
  • Подготовлены, документально оформлены и выполнен план заказа, который содержит:
    • требования к системе;
    • планируемую загрузку системы;
    • тип реализуемого договора;
    • обязанности организаций, участвующих в договоре;
    • обеспечение подходов к реализации договора;
    • анализ возможных рискованных ситуаций, а также методы управления такими ситуациями.
  • Определены и документально оформлены принятые правила и условия реализации договора.

Подготовка заявки на подряд

  • Документально оформлены требования к заказу, состав которых зависит от вариантов реализации заказа. Соответствующая документация по заказу должна содержать:
    • требования к системе;
    • описание области применения системы;
    • указания для участников торгов;
    • список программных продуктов;
    • сроки и условия реализации заказа;
    • правила контроля над субподрядчиками;
    • технические ограничения.
  • Определены, какие из процессов, работ и задач, описанных в настоящем стандарте, применимы к условиям проекта, и соответствующим образом адаптированы.
  • Определены контрольные пункты договора, при выполнении которых анализируется и проверяется деятельность поставщика.
  • Требования к заказу представлены организации, выбранной для выполнения работ в процессе заказа.

Подготовка договора

  • Определена процедура выбора поставщика, включающая критерии оценки поступающих предложений по реализации заказа и их соответствие установленным требованиям.
  • Выбран поставщика, исходя из оценки предложений, поступивших от потенциальных поставщиков, их возможностей и других рассматриваемых факторов.
  • В зависимости от того, была ли проведена адаптация настоящего стандарта к условиям проекта, включение в текст договора адаптированный настоящий стандарт.

Корректировка договора

  • Подготовлены и обсуждены условия договора с поставщиком. В договоре должны быть оговорены права собственности, использования, лицензирования и гарантии, связанные с используемыми в заказе готовыми программными продуктами.

Подписание договора

  • Подписан обновленный контракт с учетом корректировок, внесенных при обсуждении заказчика и поставщика.

Надзор за поставщиком

  • Заказчиком осуществлен надзор за работами поставщика в соответствии с процессами совместного анализа и аудита. При необходимости заказчик должен дополнять текущий надзор процессами верификации и аттестации.
  • Проконтролирована своевременность взаимообмена всей необходимой информацией и решения всех возникающих проблем.

Приемка и закрытие договора

  • Подготовлены контрольные примеры, контрольные данные, процедуры тестирования и условий проведения испытаний. Заказчик должен определить степень участия поставщика при проведении приемки.
  • Заказчиком проверена готовность поставщика к проведению приемки и проведению приемочных испытаний поставляемого программного продукта или услуги.
  • Заказчиком принят от поставщика продукт.
  • После приемки заказчик принимает на себя ответственность за управление конфигурацией поставленного программного продукта.

Поставка

Если процесс Заказа адресован заказчику, то процесс Поставки имеет те же этапы, но уже относительно Поставщика услуг.

Разработка

Данный процесс описывает все фазы разработки программного продукта. Выбор метода разработки зависит от конкретной ситуации. Самый частый метод разработки - V-модель.

  • Подготовка программного средства.
  • Анализ требований технического задания.
  • Проектирование архитектуры программного средства.
  • Детальное проектирование программного средства.
  • Конструирование программного средства.
  • Комплексирование программного средства.
  • Тестирование.

Подготовка ПС

  • Выбор модели жизненного цикла программного средства, соответствующей области реализации, величине и сложности проекта
  • Оформление выходных результатов в соответствии с процессом документирования.
  • Оформление возникающих проблем и устранение несоответствий, обнаруженных в программных продуктах и задачах, если таковые применяются при разработке
  • Выбор и адаптация стандартов, методов, инструментарий, языков программирования, которые будут использоваться для выполнения работ в процессе разработки и во вспомогательных процессах.
  • Разработка плана проведения работ процесса разработки. Планы должны охватывать конкретные стандарты, методы, инструментарий, действия и обязанности, связанные с разработкой и квалификацией всех требований, включая безопасность и защиту.

Анализ ТЗ

  • Анализ области применения разрабатываемой системы с точки зрения определения требований к ней.
  • Оформление требований к программному средству, которые должны описывать:
    • функциональные и технические требования, включая производительность, физические характеристики и окружающие условия, под которые должен быть создан программный объект архитектуры;
    • требования к внешним интерфейсам программного объекта архитектуры;
    • квалификационные требования;
    • требования безопасности, включая требования, относящиеся к методам эксплуатации и сопровождения, воздействию окружающей среды и травмобезопасности персонала;
    • требования защиты, включая требования, относящиеся к допустимой точности информации;
    • эргономические требования, включая требования, относящиеся к ручным операциям, взаимодействию "человек-машина", персоналу и областям, требующим концентрации внимания человека, связанным с чувствительностью объекта к ошибкам человека и обученности персонала;
    • требования к определению данных и базе данных;
    • требования по вводу в действие и приемке поставляемого программного продукта на объекте эксплуатации и сопровождения;
    • требования к документации пользователя;
    • требования к эксплуатации объекта пользователем;
    • требования к обслуживанию пользователя.
  • Оценка ТЗ с учетом следующих критериев:
    • учет потребностей заказчика;
    • соответствие потребностям заказчика;
    • тестируемость;
    • выполнимость проектирования системной архитектуры;
    • возможность эксплуатации и сопровождения.

Проектирование архитектуры программного средства

  • Определение общей архитектуры системы. В архитектуре должны быть указаны объекты технических и программных средств и ручных операций. Должно быть обеспечено распределение всех требований к системе между объектами архитектуры. Затем должны быть определены объекты конфигурации технических и программных средств и ручных операций на основе объектов архитектуры. Должна быть документально оформлена привязка системной архитектуры и требований к системе относительно установленных объектов.
  • Оценка системной архитектуры и требований к объектам архитектуры с учетом следующих критериев:
    • учет требований к системе;
    • соответствие требованиям к системе;
    • соответствие используемых стандартов и методов проектирования;
    • возможность программных объектов архитектуры выполнять установленные для них требования;
    • возможности эксплуатации и сопровождения.

Детальное проектирование программного средства

  • Трансформирование требований к программному объекту в архитектуру, которая описывает общую структуру объекта и определяет компоненты программного объекта.
  • Разработка и оформление общего проекта внешних интерфейсов программного объекта и интерфейсов между компонентами объекта.
  • Разработка и оформление общего проекта базы данных.
  • Разработка и оформление предварительные версии документации пользователя.
  • Разработка и оформление предварительные общие требования к тестированию программного объекта и график сборки программного продукта.
  • Оценка архитектуры программного объекта и эскизные проекты интерфейсов и базы данных по следующим критериям:
    • учет требований к программному объекту;
    • внешняя согласованность с требованиями к программному объекту;
    • внутренняя согласованность между компонентами программного объекта;
    • соответствие методов проектирования и используемых стандартов;
    • возможность технического проектирования;
    • возможность эксплуатации и сопровождения.

Конструирование программного средства

  • Разработка технического проекта для каждого компонента программного объекта.
  • Разработка технического проекта внешних интерфейсов программного объекта, интерфейсов между компонентами программного объекта и между программными модулями.
  • Разработка технического проекта базы данных.
  • Определение требований к испытаниям и программе испытаний программных модулей.
  • Оценка технического проекта тестирования по следующим критериям:
    • учет требований к программному объекту;
    • внешнее соответствие спроектированной архитектуре;
    • внутренняя согласованность между компонентами программного объекта и программными модулями;
    • соответствие методов проектирования и используемых стандартов;
    • возможность тестирования;
    • возможность эксплуатации и сопровождения.

Комплексирование программного средства

  • Разработка и документальное оформление следующие продукты:
    • каждый программный модуль и базу данных;
    • процедуры испытаний и данные для тестирования каждого программного модуля и базы данных.
  • Разработка плана сборки для объединения программных модулей и компонентов в программный объект. План должен включать требования к испытаниям, процедуры тестирования, контрольные данные, обязанности исполнителя и программу испытаний. План должен быть документально оформлен.
  • Сбор программных модулей и компонентов.
  • Сбор объектов программной в единую систему вместе с объектами технической конфигурации, ручными операциями и, при необходимости, с другими системами.

Тестирование

  • Тестирование в соответствии квалификационным требованиям к программному объекту.
  • Оценка проекта, запрограммированного программного объекта, тестирование по следующим критериям:
    • тестовое покрытие требований к программному объекту;
    • соответствие ожидаемым результатам;
    • возможность сборки и тестирования системы;
    • возможность эксплуатации и сопровождения.
  • Тестирование системы и оценена по следующим критериям:
    • тестовое покрытие требований к системе;
    • соответствие ожидаемым результатам;
    • возможность эксплуатации и сопровождения.
  • Проведение аудиторской проверки и доработка

Эксплуатация

Процесс эксплуатации состоит из работ и задач оператора. Процесс охватывает эксплуатацию программного продукта и поддержку пользователей в процессе эксплуатации. Так как эксплуатация программного продукта входит в эксплуатацию системы, работы и задачи данного процесса связаны с системой. Оператор управляет процессом эксплуатации на проектном уровне в соответствии с процессом управления, который конкретизируется в данном процессе; определяет инфраструктуру для данного процесса в соответствии с процессом создания инфраструктуры; адаптирует данный процесс к условиям проекта в соответствии с процессом адаптации и управляет процессом эксплуатации на организационном уровне в соответствии с процессами усовершенствования и обучения.

Сопровождение

Процесс сопровождения состоит из работ и задач, выполняемых персоналом сопровождения. Данный процесс реализуется при изменениях программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации или настройке. Целью процесса является изменение существующего программного продукта при сохранении его целостности. Данный процесс охватывает вопросы переносимости и снятия программного продукта с эксплуатации. Процесс заканчивается снятием программного продукта с эксплуатации. Работы, выполняемые в данном процессе, характерны для процесса сопровождения, однако в данном процессе могут использоваться другие процессы, определенные в настоящем стандарте. Если в данном процессе используется процесс разработки, то персонал сопровождения выступает в роли разработчика.



Просмотров: 8647


<<< Сопровождение программного обеспечения
P-modeling >>>