|
|
26 апреля 2011
Оглавление: 1. DirectX 2. История 3. Совместимость 4. Будущее DirectX
Изначально нацеленный на разработку видеоигр, DirectX стал не популярен и в других областях разработки программного обеспечения. К примеру, DirectX, наряду с OpenGL, получил очень широкое распространение в инженерном/математическом ПО.
В 1994 году Microsoft была практически готова выпустить следующую версию Windows Windows 95. Главным фактором, определяющим, насколько популярна будет новая ОС, являлся набор программ, которые можно будет запускать под её управлением. В Microsoft пришли к выводу, что, пока разработчики видят DOS более подходящей для написания игровых приложений, коммерческий успех новой ОС весьма сомнителен.
DOS позволяла разработчику получить прямой доступ к видеокарте, клавиатуре/мыши/джойстику и прочим частям системы, в то время как Windows 95, с её защищённой моделью памяти, предоставляла более стандартизованный, но в то же время весьма ограниченный и накладный доступ к устройствам. Microsoft нуждалась в новом способе дать разработчику всё, что ему необходимо. Айслер, Сэйнт Джон, и Энгстром решили эту проблему, назвав само решение DirectX.
Первый релиз DirectX был выпущен в сентябре 1995 года, под названием «Windows Game SDK».
Ещё до появления DirectX, Microsoft включила OpenGL в ОС Windows NT. Direct3D позиционировался как замена OpenGL в игровой сфере. Отсюда берёт своё начало «священная война» между сторонниками кросс-платформенной OpenGL и доступной лишь в Windows Direct3D. Так или иначе, остальные части DirectX очень часто комбинируются с OpenGL в компьютерных играх, так как OpenGL как таковой не подразумевает функциональность уровня DirectX.
DirectX является базой для Xbox API. Xbox API схож с DirectX 8.1, но обновление версии, как и на других консолях того времени, невозможно.
В 2002 году Microsoft выпустила DirectX 9 с улучшенной и расширенной поддержкой шейдеров. С 2002 года DirectX неоднократно обновлялся. В августе 2004 года в DirectX была добавлена поддержка шейдеров версии 3.0.
В апреле 2005 интерфейс DirectShow был перемещён в Microsoft Platform SDK.
- Ключевые особенности версий
- DirectX 6.0 — мультитекстурирование
- DirectX 7.0 — аппаратная поддержка преобразований, обрезания и освещения
- DirectX 8.0 — шейдерная модель 1.1
- DirectX 8.1 — пиксельные шейдеры 1.4 и вершинные шейдеры 1.1
- DirectX 9.0 — шейдерная модель 2.0
- DirectX 9.0b — пиксельные шейдеры 2.0b и вершинные шейдеры 2.0
- DirectX 9.0c — шейдерная модель 3.0
- DirectX 9.0L — версия DirectX 9.0 для Windows Vista
- DirectX 10 — шейдерная модель 4.0
- DirectX 10.1 — шейдерная модель 4.1
- DirectX 11 — шейдерная модель 5.0
Хронология версий DirectX
Версия DirectX |
Логотип |
Номер версии |
Операционная система |
Дата релиза |
DirectX 1.0 |
|
4.02.0095 |
Windows 95a |
30 сентября 1995 |
DirectX 2.0 / 2.0a |
|
4.03.00.1096 |
Windows 95 OSR 2 и Windows NT младше 4.0 |
5 июня 1996 |
DirectX 3.0 / 3.0a |
|
4.04.0068 / 69 |
Windows 95 OSR 2.5 и Windows NT 4.0 SP3
последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows NT 4.0 |
15 сентября 1996 |
DirectX 4.0< |
|
не выпущен |
|
|
DirectX 5.0 |
|
4.05.00.0155 |
Доступен как бета для Windows NT 4.0 |
16 июля 1997 |
DirectX 5.0 |
|
4.05.01.1721 / 1998 |
Windows 98 |
5 мая 1998 |
DirectX 6.0 |
|
4.06.00.0318 |
Windows 98 SE
последняя поддерживаемая версия DirectX Media для Windows NT 4.0 а также он был в Dreamcast |
7 августа 1998 |
DirectX 6.1 |
|
4.06.02.0436 |
Windows 95/98/98SE |
3 февраля 1999 |
DirectX 7.0 |
|
4.07.00.0700 |
Windows 2000 и Windows ME |
22 сентября 1999 |
DirectX 7.0a |
|
4.07.00.0716 |
Windows 95/98/98SE/2000 |
1999 |
DirectX 8.0 |
|
4.08.00.0400 |
Windows 95/98/98SE/ME/2000 |
30 сентября 2000 |
DirectX 8.0a |
|
4.08.00.0400 |
Последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 95 |
7 ноября 2000 |
DirectX 8.1 |
|
4.08.01.0810
4.08.01.0881 |
Windows XP |
12 ноября 2001 |
DirectX 8.1b |
|
4.08.01.0901 |
|
???, 2002 |
DirectX 8.2 |
|
4.08.02.0134 |
|
???, 2002 |
DirectX 9.0 |
|
4.09.0000.0900 |
Windows Server 2003 |
24 декабря 2002 |
DirectX 9.0a |
|
4.09.0000.0901 |
|
26 марта 2003 |
DirectX 9.0b |
|
4.09.0000.0902 |
|
13 августа 2003 |
DirectX 9.0c |
|
4.09.0000.0904 |
Windows XP SP2
последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 98SE и Windows Me |
9 августа 2004 |
DirectX 9.0c |
|
4.09.0000.0904 |
Xbox 360
Совместим со всеми версиями ОС Windows, с которыми совместим 9.0c |
9 декабря 2005 |
DirectX 9.0L |
|
4.09.0000.0905 |
Предоставляет дополнительные интерфейсы IDirect3D9Ex и IDirect3DDevice9Ex с функциональностью, доступной лишь через LDDM-драйверы ОС Windows Vista. |
DirectX 10 |
|
6.0.6000.16386 |
Первая версия для Windows Vista. Информация по Direct3D10
|
10 ноября 2006 |
DirectX 10.1 |
|
6.00.6001.18000 |
Windows Vista Service Pack 1,Windows Server 2008 Информация по Direct3D10.1 |
4 февраля 2008 |
DirectX 11 |
|
6.01.7600.16385 |
Windows Vista Service Pack 2, Windows 7
Официальный анонс состоялся на Gamefest 2008. Информация по Direct3D11 |
22 июля 2009 |
Просмотров: 4376
|