Интернет магазин китайских планшетных компьютеров |
|
Компьютеры - Commodore PET12 июня 2011Оглавление: 1. Commodore PET 2. Технические характеристики 3. Интересные факты Commodore PET — домашний персональный компьютер, выпускавшийся компанией Commodore с 1977 года. Хотя это устройство не получило широкого распространения за пределами Северной Америки и Великобритании, это был первый полноценный компьютер Commodore, и он послужил основой для будущего успеха компании. ИсторияПоявление и ранние моделиВ 1970-х годах главным поставщиком микропроцессоров для использования в калькуляторах была компания Texas Instruments. Многие компании выпускали калькуляторы на основе этих микропроцессоров. Однако, в 1975 году TI подняла цены на микросхемы настолько, что они превысили цену готовых калькуляторов, выпускаемых самой TI. Это привело к вытеснению зависящих от TI и конкурирующих с ней компаний с рынка. Компания Commodore решила найти другого поставщика микросхем, и в 1976 году приобрела компанию MOS Technology, Inc., выпустившую новый микропроцессор 6502, а также одноплатный микрокомпьютер KIM-1 на его основе, разработанный Чаком Педдлом. Педдл убедил Джека Тремиля, что калькуляторы стали тупиковым направлением, и вместо этого компания должна разработать полноценный компьютер на основе KIM-1, чтобы получить намного бо`льшую прибыль с его продаж. Тремиль поручил разработку компьютера Педдлу и своему сыну Леонарду, дав им шесть месяцев и потребовав завершения работы до июньской выставки Consumer Electronics Show 1977 года. В результате появился первый полноценный компьютер компании, названный PET. Первая модель, PET 2001, имела 4 КБ или 8 КБ оперативной памяти. Компьютер был выполнен на одной плате, включавшей видеоконтроллер на дискретной логике для отображения информации на встроенном небольшом монохромном мониторе с разрешением 40×25 символов. Компьютер также имел встроенный накопитель на компакт-кассете, который располагался на передней части корпуса, оставляя немного места для клавиатуры. Модель 2001 была анонсирована на выставке CES в январе 1977 года. Первые 100 компьютеров были поставлены в середине октября того же года Однако, заказы месяцами оставались невыполненными, и для упрощения их выполнения версия с 4 КБ ОЗУ была отменена в начале следующего года. Хотя компьютер стал довольно успешным, его небольшая резиновая клавиатура, аналогичная используемым в калькуляторах, стала причиной частых жалоб пользователей. Эта проблема была решена выпуском модификаций «dash N» и «dash B» модели 2001, в которых накопитель был вынесен за пределы корпуса, и использовалась большая полноценная клавиатура. В этих модификациях также использовалась новая, упрощённая версия материнской платы. Также были выпущены модификации 2001-N-8, 2001-N-16 и 2001-N-32 с объёмом ОЗУ 8, 16 и 32 КБ. Новые модели хорошо продавались, и компания Commodore представила компьютер на европейском рынке. Однако, в Европе уже продавался компьютер с названием PET, выпущенный крупной нидерландской компанией Philips, что потребовало изменения названия компьютера. В результате была выпущена серия компьютеров CBM 3000, состоявшая из моделей 3008, 3016 и 3032 с разным объёмом ОЗУ. Через небольшое время выпуск моделей 2001-N-8 и 3008 был прекращён. Образование и информатикаПоследней «классической» версией компьютера стала серия PET 4000. Компьютеры в этой серии представляли собой поздние модели серии 2000 с небольшими отличиями — они имели чёрно-зелёный монохромный монитор большего размера и новую версию интерпретатора Commodore BASIC. К моменту выпуска этой серии компания Commodore заметила, что многие пользователи приобретают модели с небольшим объёмом памяти и самостоятельно устанавливают микросхемы ОЗУ в имеющиеся на материнской плате разъёмы. Поэтому в моделях 4008 и 4016 разъёмы для дополнительных микросхем памяти были убраны с платы. Модель 4032 получила большой успех в школах. Металлическая конструкция в виде моноблока позволяла ей лучше выдержать эксплуатацию в условиях школьного кабинета. Другой важной для такого применения особенностью была наличие интерфейса IEEE 488, мало востребованное при использовании компьютера в домашних условиях. В школьных кабинетах с помощью этого интерфейса создавалась простая локальная сеть, позволяющая использовать принтеры и дисководы с любого компьютера в классе. Стоимость принтеров и дисководов в то время не позволяла оборудовать ими каждое рабочее место. В серии PET было выпущено ещё два компьютера, имеющих более значительные отличия от «классических» моделей. Модель CBM 8000 использовала новую специализированную микросхему видеоконтроллера MOS 6545, позволяющую отображать текстовый экран 80×25 символов. Однако, это привело к появлению несовместимости с частью программ, разработанных для режима 40 символов в строке, что сделало модель непопулярной. Сначала была выпущена модель 8032 с 32 КБ ОЗУ и возможностью последующего добавления дополнительных 64 КБ ОЗУ. Впоследствии появилась модель 8096, в которой дополнительное ОЗУ устанавливалось при изготовлении. Последней моделью серии PET стала SP9000, также известная как SuperPET и MicroMainframe. Она была разработана в Университете Ватерлоо для обучения программированию. Компьютер был построен на основе модели 8032 с двумя дополнительными платами, содержащими второй процессор, Motorola 6809 и дополнительное ОЗУ. Помимо штатного Бейсика могли использоваться другие языки программирования, загружаемые с дискет — APL, COBOL, FORTRAN, Pascal и ассемблер для 6809. Программное обеспечение также включало программу-терминал, позволявшее использовать компьютер как «умный терминал» для замены используемых в университете терминалов. Компьютер также мог использоваться для разработки и отладки программ, впоследствии загружаемых на мейнфрейм. Компания Commodore пыталась обновить серию PET в виде серии компьютеров CBM-II, имевших новый дизайн. Эта серия не получила успеха и была полностью отменена. Однако, за счёт наличия спроса производился выпуск оригинальных компьютеров PET с корпусами в стиле CBM-II. Эти модели известны как SK. Они также имели возможность изменения угла наклона экрана. Изначально в эти компьютеры устанавливались материнские платы модели 8032. Впоследствии для моделей SK была разработана новая плата, включавшая дополнительное ОЗУ объёмом 64 КБ. Модели с этой платой имели номера 8296 и 8296-D. В 1983 году Commodore, в попытке вернуть часть захваченного Apple II рынка образования, выпустила компьютер Educator 64. Он использовал корпуса от моделей серии PET 4000 и материнские платы от Commodore 64. Проблема отсутствия графикиОсобенностью компьютеров PET являлось отсутствие возможности отображения графики — они могли отображать только монохромный текст. Другие компьютеры, обладавшие возможностями отображения графики и воспроизведения более сложного звука, такие как Apple II, Atari 400/800 и, частично, собственный популярный компьютер компании — VIC-20, быстро вытеснили компьютеры PET с рынка домашних компьютеров. Рынок компьютеров для бизнеса в то время и до конца 1980-х годов был менее требователен к наличию графики и цвета. Помимо отсутствия графического режима и цвета, возможности PET были ограничены жёстко заданным в ПЗУ набором отображаемых символов. Многие конкурирующие и сходные по возможностям с PET компьютеры позволяли использовать загружаемые в ОЗУ наборы символов. Программисты могли заменять символы на фрагменты изображений и таким образом отображать графику и анимацию, причём для создания движущихся изображений хватало даже скорости интерпретатора Бейсика. Таким образом, отсутствие у PET возможности загрузки наборов символов было существенным недостатком. Этот недостаток частично компенсировался самим набором символов, хранящимся я в ПЗУ. Он представлял собой вариацию стандарта ASCII-1963, называемую PETSCII. Этот набор был одним из самых разнообразных и гибких среди наборов символов того времени, и содержал различные псевдографические символы, позволяя играм для PET использовать примитивную графику. Набор состоял из двух переключаемых частей. Одна из них содержала буквы в двух регистрах с небольшим количеством символов псевдографики, вторая — только заглавные буквы с большим количеством псевдографики. Популярные мультиплатформенные или созданные для PET текстовые игры не нуждались в графике. Для специальных применений было возможно заменить ПЗУ с набором символов. Существовали неофициально продаваемые ПЗУ с наборами символов, содержащими диакритические знаки и математические символы. Просмотров: 3474
|