Интернет магазин китайских планшетных компьютеров



Компьютеры - Commodore 64 - Исторический путь

27 июня 2011


Оглавление:
1. Commodore 64
2. Краткие технические характеристики
3. Исторический путь
4. Аппаратное обеспечение
5. Подключаемая аппаратура
6. Программное обеспечение
7. Интересные факты



Рождение легенды

В январе 1981 года MOS Technology, Inc., дочерняя компания Commodore по разработке интегральных микросхем, начала разработку микросхем обработки графики и звука для следующего поколения игровых приставок. Разработка микросхем, названных MOS Technology VIC-II и MOS Technology SID, была завершена в ноябре 1981 года.

Под руководством Yashi Terakura из подразделения Commodore Japan началась разработка игровой приставки, использующей новые спецпроцессоры. Для приставки было выбрано название Ultimax. В конечном итоге проект был заброшен после того, как для японского рынка было произведено несколько машин.

В то же самое время, в середине 1981 года, системный программист и разработчик архитектуры компьютера VIC-20 Роберт Рассел и разработчик спецпроцессора SID Роберт Яннес выражали неудовлетворение торговой стратегией Commodore, направленной на дальнейшее развитие линейки Commodore PET, ориентированной на пользователей из деловых кругов. Вместо этого, при поддержке Ала Карпентера и Чарльза Уинтебла, они предложили директору-распорядителю Commodore Джеку Трэмиелу по-настоящему недорогую машину, являющуюся продолжением VIC-20. Тремиел настоял на том, чтобы новый компьютер имел память объёмом 64 КБ в связи с тем, что стоимость памяти на рынке снижалась. Несмотря на то что в то время 64 КБ ОЗУ стоили более 100 долларов США, он знал, что цены на память типа DRAM неуклонно снижаются и, к началу развёртывания производства на полную мощность, упадут до приемлемого уровня.

Кроме того, Трэмиел также потребовал, чтобы машина была готова к 1982 году — в первую неделю января проходит Consumer Electronics Show. Поскольку разговор состоялся в ноябре, то инженеры имели всего два месяца для подготовки к выставке.

Изделию дали кодовое имя VIC-40. Группа разработчиков состояла из Роберта Рассела, Роберта Яннеса и Дэвида Зимбики. Команда работала безостановочно, и к началу выставки были готовы чертежи, прототип и несколько демонстрационных программ.

Новое изделие было переименовано из VIC-40 в C64, чтобы вписаться в существующую линейку ориентированных на деловой сектор изделий, среди которых были P128 и B256, название которых состояло из буквы и объёма памяти.

Демонстрация C64 имела эффект разорвавшейся бомбы. Вспоминает инженер по организации производства Дэвид Зимбики: «Всё, что мы видели у нашей площадки, это были люди из Atari с открытыми ртами, которые говорили нам: „Как вы можете такое делать, всего за 595 долларов?“» Ответом, как оказалось, была вертикальная интеграция. Благодаря тому, что Commodore являлась владельцем производства полупроводников MOS Technology, стоимость C64 для производителя составляла всего 135 долларов США.

Победитель в торговой войне

Когда в августе 1982 года Commodore 64 вышел в продажу, ему пришлось вступить в конкуренцию с рядом уже существующих домашних компьютеров. Однако привлекательная цена и продвинутая аппаратная база позволили C64 быстро вытеснить многих из них с рынка домашних ПК. Основными конкурентами C64 в США были Atari 800 и Apple II. Atari 800 был очень похож по архитектуре, но был очень дорог в производстве, что вскоре заставило Atari перенести производство компьютеров в страны Восточной Азии. Также это заставило Atari внести изменения в конструкцию их машин, в результате чего появилась линейка 600XL/800XL. Устаревший Apple II не мог конкурировать с C64, обладавшим большими возможностями в области графики и звука, но мог расширяться за счёт наличия внутренних слотов, чего не было у C64.

В Великобритании основными конкурентами Commodore 64 были британцы Sinclair ZX Spectrum и Amstrad CPC. Вышедший на рынок несколькими месяцами ранее и имеющий к тому же в два раза меньшую цену, «Спектрум» быстро завоевал рынок и стал лидером продаж. C64 и Spectrum соревнуются в популярности до сих пор.

Одним из ключей к успеху C64 была проводимая Commodore агрессивная ценовая политика. Машины продавались не только через сеть дилеров, они также стояли на полках во всех подразделениях фирмы, в магазинах уценённых товаров и в магазинах игрушек. Поскольку C64 имел композитный видео выход, он не требовал подключения к специальному монитору, а мог подключаться к обычному телевизору. Это позволило ему состязаться с видеоприставками, например Atari 2600.

Агрессивная ценовая политика, использованная Commodore для широкого распространения C64, считается основным катализатором краха рынка видеоигр в 1983 году. Тогда Commodore предложила покупателям программу возврата-денег-после-покупки в размере 100 долларов, если покупатель пришлёт в обмен любую видеоприставку или компьютер. Некоторые дилеры, распространяющие товары по почте, а также розничные магазины, использовали возможности этой программы, предлагая при покупке C64 купить в комплекте Timex Sinclair 1000 менее чем за 10 долларов, чтобы покупатель мог отослать его Commodore, получить скидку и, таким образом, вернуть себе около 90 долларов. Timex Corporation ушла с рынка в течение года. Успех VIC-20 и C64 в значительной степени способствовал также уходу с рынка домашних компьютеров TI-99/4A фирмы Texas Instruments и других конкурентов.

Наследники C64 и C64C

В 1984 году Commodore выпустила SX-64 — портативную версию C64. SX-64 по праву считается первым полноцветным портативным компьютером. Системный блок имел электронно-лучевую трубку с размером экрана по диагонали 5 дюймов и встроенный дисковод 1541. Однако из-за того, что его цена существенно превышала цену C64, было продано менее 10 000 машин, и в 1986 году производство SX-64 прекратили.

В 1984 году Commodore выпустила Commodore Plus/4. Хотя многие отраслевые обозреватели считали его попыткой замены C64, на самом деле это была замена VIC-20. Commodore Plus/4 имел многоцветный дисплей, улучшенную реализацию BASIC версии V3.5 и встроенное ПО. Но поскольку он рассматривался как замена VIC-20, а не C64, Commodore совершила то, что многими обозревателями и покупателями было воспринято как большая стратегическая ошибка — компьютер не был совместим с большинством программ, существующих для C64. К тому же Plus/4 имел худшую аппаратную поддержку спрайтов и значительно уступал в качестве звука — чтобы не слишком отличаться от VIC-20. Это было серьёзное ухудшение характеристик как раз в тех сферах, где C64 имел преимущества перед конкурентами. И, будто этого показалось мало, никакие периферийные устройства для C64, за исключением монитора и большинства джойстиков, не были совместимы с разъёмами Plus/4, а обещанный дисковод появился в магазинах только через три месяца. Не воспринятая общественностью и не поддержанная производителями, новая машина успеха не имела, что никого не удивило, кроме Commodore; машины лежали на складах, пока всё возрастающая потребность в новых C64 не заставила освободить место под предлогом того, что скоро появятся лучшие компьютеры.

В качестве лирического отступления заметим, что позднее Plus/4 с грохотом провалился по результатам продаж в телемагазинах, несмотря на то что в течение всего следующего года по телевидению крутились двухминутные рекламные ролики. Commodore создала подставную компанию, названую C.O.M.B. Company. И хотя, по имеющимся сведениям, акроним означал «Commodore Overstock Management Bureau», чаще это расшифровывалось как «Crawling Out My Butt» в связи с тем, что абсолютное большинство компьютеров Plus/4 со складов со всей страны в конечном итоге вернулись обратно в Commodore.

Фирма сделала соответствующие выводы и решила не повторять более подобных ошибок: следующие модели, продолжившие линию C64 — Commodore 128 и его модификация 128D со встроенным дисководом, выпущенные в 1985 году — были не только полностью совместимы с предшественником, но и имели много давно ожидаемых нововведений и улучшений программирования, поддержкой графики и звука операторами BASIC’а; возможность отображения 80 символов в строке; полная совместимость с ОС CP/M). В действительности, BASIC для модели C128 с успехом был обкатан в странах Северной Европы и Скандинавии на машине Commodore B-128 ещё в 1983 году. Кроме Commodore 128 на рынок вышли продвинутые модели и других производителей, поэтому Commodore стала позиционировать C64 как модель начального уровня, снижая при этом цены настолько, насколько считала это необходимым.

Commodore 64C с дисководом 1541-II и цветным монитором Commodore 1084S

В 1986 году Commodore выпустила модель Commodore 64C, функционально идентичную оригиналу, но имеющую более современный внешний вид в духе C128 и других веяний времени. В США C64C часто поставлялся в комплекте с ОС GEOS, имеющей графический пользовательский интерфейс — GUI.

Демосцена

Основным конкурентом Commodore 64 в области графики и звука были 8-битные компьютеры Atari. В те времена IBM PC-совместимые машины имели видеокарты, способные выводить только текст на монохромные зелёные мониторы, и звук из писка и визга, воспроизводимый встроенным низкокачественным динамиком.

Благодаря широким возможностям в области вывода графики и звука, Commodore 64 принято считать родоначальником компьютерной субкультуры, известной как демосцена). И на рубеже тысячелетий он остаётся основной demo-машиной, особенно в области музыки. В остальных направлениях, однако, C64 потерял лидирующие позиции, когда в середине 80-х на сцену вышли 16-битные Atari ST и Commodore Amiga; на C64 остались несгибаемые энтузиасты.

Прошло 20 лет после появления С64, но демосцена не умерла. Продолжают разрабатывать новые игры. Одна из них заслуживает особого внимания — Enhanced Newcomer, находящаяся в разработке уже 10 лет.

Различия между PAL- и NTSC-машинами привели к проблеме совместимости между C64, предназначенными для рынка США и Канады, и предназначенными для других стран. Большинство демок способны работать только на PAL-машинах.

Аппаратное обеспечение 1990-х…2000-х годов

В 1990 году на базе C64 было создана игровая приставка C64 Games System. Это была слегка модифицированная материнская плата С64, так, чтобы слот для картриджа располагался сверху — для удобства пользования картриджами. В модифицированном ОЗУ интерпретатор Basic’а заменили загрузочным экраном, предлагающим пользователю вставить картридж. Не стоит и говорить о том, что приставка C64GS была очередной ошибкой Commodore; она даже не вышла за пределы Европы. В 1990—1991 годах был разработан прототип более продвинутого по сравнению с C64 Commodore 65, но в производство он не пошёл.

В 2004 году, после десятилетнего отсутствия на рынке, производитель PC-совместимых ПК Tulip Computers BV представил C64 Direct-to-TV , выполненную в виде джойстика телевизионную игровую приставку, в ОЗУ которой зашиты 30 известных игр для C64. Спроектированная инженером-любительницей в области вычислительной техники Джери Элсворт, ранее разработавшей современную инкарнацию Commodore 64 — C-One, C64DTV похожа по концепции на другие миниприставки, основанные на Atari 2600 и Intellivision, и имевшие большой успех в прошлом десятилетии. Изделие рекламировалось через en:QVC в Соединённых Штатах в течение рождественских каникул 2004 года. Некоторые пользователи могли подключать к приставке дисковод Commodore 1541, жесткие диски, вторые джойстики и клавиатуры, что позволяет приставке приблизиться по функциональности к настоящему C64. Аппаратная база DTV также используется в миниконсоли с одной игрой Hummer, продававшейся в сети розничных магазинов Radio Shack в середине 2005 года.

В настоящее время поклонники C64 продолжают разрабатывать новое оборудование для С64, включая Ethernet-карты, специальные жёсткие диски и оборудование для работы с картами Flash-памяти.



Просмотров: 5873


<<< Commodore Educator 64