Интернет магазин китайских планшетных компьютеров



Компьютеры - Слепой метод печати - Обучение слепому методу

23 января 2011


Оглавление:
1. Слепой метод печати
2. Раскладка клавиатуры
3. Обучение слепому методу
4. Обучающие материалы



Печатание слепым методом на компьютерной клавиатуре.

В связи с широким распространением компьютерных технологий работа с компьютером становится необходимой и обыденной задачей. Однако обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий» или «двухпальцевый» метод набора, «найти и нажать», когда набор текста производится, отыскивая каждый следующий символ каждый раз заново, зрительно, ориентируясь по маркировке на клавишах.

Обучение же «слепому» методу может, при благоприятных условиях, позволить вводить текст «вслепую», быстро и безошибочно. Таким образом, потратив некоторое время, человек приобретает умение, которое за всю жизнь сэкономит ему массу времени и позволит получать удовольствие от работы с клавиатурой и компьютером. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения, для чего существуют курсы машинописи, а также бумажные и компьютерные самоучители.


В обучении слепому методу предметом изучения является не расположение букв и клавиш на клавиатуре, которое само по себе запоминается достаточно просто, а движения пальцев, которые необходимо соединить в подсознании с определённой буквой или знаком. Этих движений три вида:

  1. Удар по клавишам из исходных позиций.
  2. Движения от клавишей исходных позиций к другим клавишам той же зоны и удар по ним.
  3. Движения от любой клавиши к любой клавише той же зоны и удар по этим клавишам.

Последний тип движений наиболее сложен, и часто не даётся в обучающих курсах напрямую, подразумевая то, что этот тип движений вырабатывается сам в процессе применения навыка.

В процессе выработки данных типов движений, происходит изучение расположения клавиш. По мнению подавляющего большинства авторов, требуется категорически запретить подглядывания на клавиатуру не только в тех случаях, когда «ослеплена» клавиатура, но и в тех случаях, когда обучающийся затрудняется в поиске букв иметь в поле зрения хорошо видимое изображение клавиатуры. Тогда как по мнению других, если набирать строго по зонам десятью пальцами даже в случае подглядывания возможно постепенное формирование навыка слепой печати При обучении слепому методу можно использовать «пустую» клавиатуру, это психологически упрощает борьбу с подглядыванием. Хотя даже в случае пустой клавиатуры не рекомендуется допускать подсматриваний на движение пальцев, это замедляет образование обратной связи основанной на проприорецептивной чувствительности.

  • Обычно начинают с запоминания местонахождения клавиш так называемой «основной позиции» —   Ф   Ы   В   А  — для левой руки и   О   Л   Д   Ж  — для правой. Для облегчения поиска основной позиции и её тактильного распознавания, клавиши   А  и   О , в русской раскладке клавиатуры, — практически на всех клавиатурах, помечены маленькими бугорками. Освоить «постановку пальцев» — правильное расположение пальцев на клавишах «основной позиции» ряда.

Дальнейшее совершенствование скоростных навыков — дело времени, упорных тренировок либо практической работы.

Ускоренное обучение слепому методу печати

Ускоренное обучение слепому методу печати стало возможно благодаря открытиям, сделанным советским педагогом Гальпериным Петром Яковлевичем, которые были описаны в работе «Поэтапное формирование умственных действий».

Отличие ускоренного метода обучения от традиционных методик заключается в отказе от дидактического принципа «от простого к сложному», который исповедуется традиционной педагогикой и применяется в большинстве программ и тренажеров печати. Вместо постепенного освоения клавиатуры, когда каждая пара пальцев осваивает свою зону клавиш в течение длительного времени, методика, основанная на «поэтапном формировании умственных действий», организует обучение по всей клавиатуре для всех пальцев одновременно на любом тексте, в том числе и на случайном наборе букв и знаков, попеременно сразу на двух регистрах — для строчных и прописных букв.

Процесс обучения так же отличен от традиционного: перед выполнением действия, ученик произносит команду, описывающую образ предполагаемого действия, которая идентифицирует руку, номер пальца и само действие. То есть, при освоении нового действия, ученик формирует его образ и дает себе речевую команду.

Пример обучения слепому методу печати, с применением методик «поэтапного формирования умственных действий» был описан в книге Б. Ц. Бадмаева «Психология и методика ускоренного обучения»:
«Цель обучения: научить печатать этим методом текст на рус­ском языке с цифрами и знаками препинания безошибочно.
По общепринятой методике обучают в течение 2—3 месяцев, а точного количества часов на собственно обучение печатанию и на тренировки никто не знает, поскольку такой учет не ведется. По приблизительным прикидкам практиков обучения и самих обу­чавшихся на курсах телеграфистов определено, что уходит пример­но 600—800 часов на то, чтобы научиться уверенно, без ошибок, печатать десятипальцевым слепым методом. А по вновь разрабо­танной методике требуемый результат в первом же эксперименте был достигнут за 25 учебных часов, при втором — за 26 часов.
В дальнейшем методика совершенствовалась, и при последующем ее использовании для обучения машинописи удалось довести до 2 часов время овладения клавиатурой вслепую луч­шими учащимися. От 600 или 800 часов до двух часов — более чем в триста раз сократился срок обучения, если даже брать минимальный предел времени, которое уходило при прежнем методе обучения.»



Просмотров: 6600


<<< Скобки
Табуляция >>>